Бабий бунт в Каннах

0 121

Две главные награды – гран-при конкурса «Особый взгляд» и «Золотая пальмовая ветвь» в этом году достались женщинам-режиссерам

Одна из них – наша соотечественница Кира Коваленко, автор искреннегои яркого фильма «Разжимая кулаки». Другая – дерзкая француженка Жюли Дюкорно,автор провокационной ленты «Титан».

Большинство в жюри обоих конкурсов этого года составляютженщины. Главные герои обеих картин победителей – тоже женщины. Героиня»Титана» – отвязная стриптизерша, выдающая себя за мужчину, чтоб избежатьответственности за жестокие убийства. Героиня «Разжимая кулаки» – молодаяосетинка, стремящаяся освободится от удушающих уз патриархальной кавказскойсемьи. Это ли не победа феминизма!

Отечественный фильмы «Дело» Алексея Германа остался безнаград. «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова удостоились приза заоператорскую работу. Эта награда и главный приз «Особого взгляда» стали большимуспехом для российского кино в Каннах. Но если посмотреть на остальныхпобедителей повнимательнее, можно заметить русский след сразу в несколькихкартинах каннского конкурса.

Например, в японском фильме «Веди мою машину» режиссера РюсукэХамагути, получившем приз за сценарий, главный герой ставит спектакль по пьесеАнтона Чехова «Дядя Ваня». Диалоги русского классика украшают сюжет о непростыхсемейных отношениях главного героя, театрального режиссера. Японская драмасостоит из множества слоев, где события настоящего момента накладываются наследы из прошлого, наполняющие героев переживанием утраты и чувством вины. Вэтом замысловатом клубке, где соединяется производственная драма и семейнаятрагедия, члены жюри, видимо, усмотрели красоту, завершенность и выдающеесяизящество.

Другой пример триумфа российской культуры – финскийфильм, снятый в сотрудничестве с Россией, «Купе номер шесть» режиссера Юхо Куосманена, получивший Гран При основного конкурса. Послепросмотра российского фильма на осетинском языке, вполне органичным выглядитлента финского режиссера на чистом русском. Героиня путешествует поездом изМосквы в Мурманск в середине 90-х с целью увидеть древние наскальные рисунки –петроглифы. Оказавшись в одном купе с нетрезвым и беспокойным соседом, онаиспытывает сначала отвращение, потом смирение и наконец любовь. Фильм цененвеликолепной актерской игрой дуэта артистов Юрия Борисова и Сейди Хаарла. «Купеномер шесть» заставляет зрителя вспомнить шедевр «Кукушка» Александра Рогожкинао неожиданной динамике в отношениях носителей разных культур.

В этом году члены жюри решили поделить Гран При между двумяфильмами. Компанию «Купе номер шесть» составила иранская драма «Герой» АсгараФархади. Молодой человек ненадолго выходит из тюрьмы, чтоб погасить крупныйдолг, ставший причиной его заключения. Но надежда на быстрое решение проблемырушится, когда выясняется, что невеста должника планировала погаситьзадолженность деньгами, найденными на улице. Герой решает вернуть потерянное владельцуи тут же оказывается в центре внимания журналистов и благотворителей. Фильм обнеоднозначности любой моральной оценки, об искажениях в информационномпространстве, о маленькой лжи, которая разрушает все и о цене публичности кактаковой произвел сильное впечатление не только на зрителей, но и на членов жюрифестиваля.

И наконец, несколько слов об обладателе главного призафестиваля – Золотой пальмовой ветви. «Титан» – фильм про безусловнуюродительскую, а точнее, отцовскую, любовь. Это если вкратце описать темукартины, ее содержание. А по форме это жестокий хоррор с мистическимиэлементами, полный смелых провокаций и впечатляющих сцен насилия.

Идеальная драма, как считают искусствоведы, должна доводитьконфликт до некой крайней точки. Если сюжет про ревность – ревновать должентемнокожий мавр к белокурой супруге. Если история про романтическую любовь – влюбитьсядруг в друга должны дети из враждующий семей. Ну а если речь и идет про любовьродительскую, ту самую, безусловную, тогда ее объектом должна стать героиня,лишенная отцовской теплоты и внимания в детстве, но волею судеб попавшая кдругому отцу – любящему и принимающему.

Фильм «Титан» подобен эксперименту в чашке Петри: онпоказывает, что происходит с ядовитой бактерией, которую неожиданно помещают впитательную среду. Все выглядит чрезмерно, ярко, провокационно. Зато наглядно. Всюпервую половину фильма зритель с брезгливостью и ужасом наблюдает какоечудовище вырастает из девочки, которую не любит папа: родительской фигурой, а впоследствии, и сексуальным партнером героини становится автомобиль. А всювторую часть картины – с неменьшим отвращением и изумлением видит каким образомпапа на самом деле может любить и принимать свое дитя, каким бы оно ни было. Фильм»Титан» не претендует на реалистичность, но демонстрирует полюсадетско-родительских отношений во всей их радикальности.

И хотя на протяжении просмотра хрупкое сознание зрителяснова и снова шокируют жестокими сценами насилия, вызывающими физиологическийотклик даже у бывалой фестивальной публики, в конце остается ощущениепросветления, словно увидел что-то за рамками обычного человеческого опыта.

Наверное, для этого и существует искусство. Чтобы раздвигатьрамки человеческого восприятия, получать недоступный иным способом эмоциональныйопыт, расширять горизонты и мышления, и чувствования.

Это чудо, что Каннский кинофестиваль, несмотря ни на что,все-таки состоялся. Будем надеяться, что и впредь праздник кино будет ежегоднымсобытием для всего мира. 

Источник: ytro.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии