Хабаровская художница Диана Слипецкая рассказала, как жить, видя мир фрагментами

0 117

В арт-галерее многофункционального мультимедийного центра Дальневосточной государственной научной библиотеки в Хабаровске проходит персональная выставка студентки педагогического института ТОГУ Дианы Слипецкой «Люди большой реки». К 20 годам девушка успела представить свои работы в Центральном доме художника и «Крокус Сити Холле» в Москве, а также в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Были экспозиции за границей. Картины отличаются удивительной детализацией, и сложно поверить, что у их автора с детства серьезные проблемы со зрением.

Картины под лупой

Диана начала рисовать в четыре года. До сих пор отлично помнит, что именно пробудило интерес к творчеству. По телевизору тогда шел корейский сериал "Жемчужины дворца", который очень понравился малышке.

— Не знаю, почему он так меня впечатлил, но целые стопки бумаги тогда были изрисованы картинками на эту тему, — вспоминает девушка. — Мама заметила и решила отдать в художественную школу.

Первая персональная выставка Дианы прошла, когда ей было 11 лет. Учительница Людмила Стеблич решила показать работы девочки преподавателю ДВГГУ (ныне ПИ ТОГУ) Наталье Мартыновой. Та подтвердила, что у ребенка действительно талант, и помогла организовать экспозицию в стенах вуза. После девочку приняли в академию современного искусства и дизайна при университете. Сейчас она преподает там в рамках педагогической практики.

Диана всегда знала, что хочет заниматься с детьми. В том числе с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Ведь, как никто другой, она понимает, как сложно найти педагога для особенного ребенка. Многие отказывались работать с ней, не понимая, как обучать девочку, которая видит мир лишь фрагментами.

— Правый глаз у меня незрячий, а у левого зрение минус 12. В 13 лет мне собирались делать операцию, но оказалось, что это очень рискованно. В целом я привыкла. Не представляю, как это — видеть обоими глазами, — признается Диана. — Сейчас среди моих учеников есть дети и здоровые, и с особенностями. Для меня между ними нет разницы.

Она придумала специальную систему работы. Картины создает, используя лупу с десятикратным увеличением. Знает, что подобным образом пишет знаменитый хабаровский художник Геннадий Павлишин. Только ему такой инструмент необходим для проработки особо тонких деталей, а Диана использует оптику при создании картин небольших форматов или при написании портретов, например, чтобы изобразить глаза.

— Сложность в том, что ты видишь картину только кусочками. А когда она написана целиком, часто понимаешь, что нужно многое исправить, — отмечает девушка.

Душа нанайки

Портрет для нее — сакральный жанр. Говорит, что прежде чем писать человека, должна хотя бы немного узнать его. За каждой картиной целая история.

— Вот это, например, Анна Ольчи из Ульчского района, хореограф народного фольклорного песенно-танцевального ансамбля "Гива", — рассказывает художница, показывая портрет улыбчивой девушки в голубом национальном костюме. — Мы вместе работали наставниками в краевом детском центре "Созвездие". Скоро поедем туда на очередную смену, и я подарю ей картину.

Уже давно Диана хочет создать портрет мамы. Но сколько раз ни бралась, не получается добиться сходства.

— Я уже карандашом вымеряла фрагменты лица, — смеется художница. — Надеюсь, все же смогу написать портрет к ее следующему дню рождения.

Одна из любимых тем с детства — коренные малочисленные народы Хабаровского края: мастерицы за работой, танцовщицы… У самой Дианы нет таких корней, но в душе живет любовь к этой культуре. Она с интересом ее изучает. Некоторые знакомые шутят, что в прошлой жизни девушка точно была нанайкой.

— Здесь примерно третья часть картин из серии "Секреты земли амурской", — объясняет автор. — Название выставки "Люди большой реки", потому что так именуют себя ульчи и нанайцы.

Их образы появляются не только на рисунках. Бывает, девушки в национальных костюмах предстают в виде изящных кукол из ткани или дерева. А порой Диана пишет трогательные сказки. Иногда они рождаются после создания картин, иногда наоборот.

— Иллюстрировать готовую историю для меня сложнее, даже если она моя, — признается девушка. — Дважды я делала иллюстрации для чужих сказок. Сначала для китайских. Готовила их три года, написала 63 картины. К сожалению, книгу не издали, зато было пять персональных выставок в КНР. Потом создавала рисунки для сказки "Девушка-радуга" писательницы из Ямало-Ненецкого автономного округа Ирины Коваль. Книгу отправили в библиотеки.

Выпустить иллюстрированный сборник с собственными историями Диана тоже хотела бы. Пока к этой мечте девушку приближают несколько публикаций в литературных журналах.

Подарок судьбы

Маршрут от дома до университета Диана знает наизусть. Ориентируется по привычным знакам. Попасть без сопровождающего в незнакомое место гораздо труднее.

— В 2014 году я была с выставкой в Корее. Эта страна хорошо приспособлена для людей с нарушениями зрения, — вспоминает девушка. — Например, там есть дома, у которых на весь фасад прописан номер, и ты можешь увидеть его издалека. Номера маршрутов на автобусах тоже указаны очень крупно и подсвечены. У нас такие — редкость.

С ограничениями она сталкивалась всю жизнь. Школьные учебники приходилось самостоятельно перепечатывать более крупным шрифтом. В университете сложно долго работать за компьютером. Но, несмотря на трудности, Диана постоянно учится и развивается.

— Одно из важнейших событий в моей жизни — обучение в образовательном центре "Сириус" в Сочи по программе "Основы многослойной акварельной живописи", — говорит художница.

Все началось в 2018 году, когда она заняла второе место на всероссийском конкурсе "Красота Божьего мира". Победители собрались в Москве и смогли попасть на мастер-класс в Академию акварели и изящных искусств. Там Диане открылась совершенно новая техника.

— Я не работала раньше с акварелью, у меня ничего не получалось, краски растекались… После занятия подошла к педагогу Александру Волкову и, смущаясь, сказала, что буду очень стараться и научусь, — вспоминает художница.

Уже дома девушка узнала об отборе на курс в "Сириусе" и подала заявку, приложив портфолио. Как выяснилось позже, члены комиссии не поверили, что такие картины мог написать слабовидящий человек, и хотели отказать "обманщице". Но по счастливой случайности в отборе участвовал Александр Волков. Он вспомнил девушку, и ее взяли, при том что конкурс тогда был 70 человек на место (сейчас он в два раза больше).

Теперь Диана знакомит с необычной техникой своих учеников.

— Дети удивляются: "Это правда акварель?". Я и сама не сразу поверила, — говорит девушка. — Очень похоже на масляную живопись.

Сейчас она учится на третьем курсе бакалавриата. В будущем планирует идти в магистратуру. Задумывается над тем, чтобы окончить ее в московской Академии акварели. Это шанс привезти из столицы уникальные знания, а потом делиться ими со своими учениками.

— У меня есть цель — вести программу для одаренных детей, — говорит художница. — Я слышала, что наш губернатор Михаил Дегтярев обещал создать в крае центр по модели "Сириуса". Если он появится и в нем будут развивать изобразительное искусство, не придется ездить на обучение так далеко.

Источник: rg.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии