Хватит латать тришкин кафтан: России требуется новая стратегия развития
Не уверен, что современное поколение помнит знаменитые слова о латании устаревшего кафтана: «Отрезал рукава, наставил полы, и весел Тришка мой». Я помню. И вспоминаю всякий раз, когда принимаются очередные пожарные меры по временным льготам какой-то группе предприятий, разовым выплатам тем или иным группам населения и прочее. «А воз и ныне там» — это уже из другой басни того же автора: стагнация в России продолжается уже более 10 лет.
И все это время (после мирового финансово-экономического кризиса 2008–2010 годов) в нашей стране сохраняется крайне своеобразная модель позднего капитализма. С одной стороны, монетаристская финансовая и социальная политика, ориентированная на таргетирование инфляции, заморозка огромных резервов в странах НАТО, по сути плоская — 13–15% — шкала подоходного налога. С другой стороны, активное ручное управление, державные идеология и внешняя политика. Результат, как уже было отмечено, более 10 лет со средними темпами роста 1–2%. Приведем еще несколько цифр. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг в РФ составляет 5,7%. В соответствии с Глобальным инновационным индексом в 2021 году Россия оказалась на 45-м месте, между Вьетнамом и Индией. Уровень смертности остается более высоким, чем в РСФСР около 30 лет назад. Очень высок уровень социального неравенства. Например, доля денежного дохода, приходящаяся на 1% лиц с наивысшими доходами, в России составляет около 20,2%, в то время как в европейских странах чуть больше 10%, а в Швеции 9%. В Китае этот показатель составляет 13,9%. Как следствие, мы продолжаем все больше отставать по социально-экономическим результатам от среднемировых показателей.
Все это, возможно, было терпимо до 24 февраля 2022 года. В сложившейся после этого ситуации стало более нетерпимо. Претензия на самостоятельную активную геополитическую линию, реальную технологическую и экономическую независимость неизбежно оборачивается мощным давлением со стороны США, НАТО и их союзников. В такой ситуации экстенсивный медленный рост вместо интенсивного развития — это путь в никуда.
Причины хорошо известны: существовавшая до настоящего времени и пока что сохраняющаяся система отношений и институтов жила за счет, во-первых, импорта машин, оборудования, современных технологий; во-вторых, за счет воспроизводства основанной на мировом финансовом господстве доллара денежно-кредитной системы; в-третьих — терпения народа, как бы привыкшего к тому, что качество жизни за 30 лет постсоветского развития выросло едва ли на 20%. И это в среднем, с учетом многократного роста для меньшинства и стагнации для большинства. Для сравнения: в СССР за 30 послевоенных лет доходы населения увеличились на 300%, а продолжительность жизни выросла в полтора раза.
В условиях не просто санкций, а системного давления по всем направлениям (технологическим, финансовым, экономическим, политическим) со стороны мирового гегемона воспроизводить основанную на названных выше «трех китах» систему невозможно.
И самое главное… Если руководство РФ решило противопоставить свою линию той модели, которая господствует в странах «ядра», то мы должны быть примером, которому захотят подражать не элиты, а народы стран, с которыми мы готовы вести диалог. И примером не только в области фантомных идей, а прежде всего в решении социальных и экологических проблем, в повышении качества жизни большинства народа, в развитии культуры, образования, науки, здравоохранения. Так, чтобы не только украинец, казах, литовец, но и гражданин Швеции сказал: посмотрите, как живет российский рабочий, учитель, медсестра, пенсионер — мы тоже так хотим!
Пока ситуация, мягко говоря, несколько иная. Нужны глубокие изменения, прежде всего в социально-экономической системе. Причем не временные меры, не тушение то одного, то другого пожара, а реализация стратегии, способной сделать нашу страну лидером. Примеры такой стратегии есть: тот же Китай, а также Вьетнам, и не только, на протяжении десятилетий последовательно проводили реформы, имеющие четкие базовые принципы (соединение плана и рынка, приоритет общегосударственных целей, общественный сектор в ключевых сферах экономики) и единую логику развития, ориентированные на определенные и не менявшиеся (хотя и уточнявшиеся) стратегические приоритеты.
А теперь о содержании предлагаемых изменений. Об этих мерах многократно говорили и говорят академики, профессора университетов, промышленники, профсоюзные лидеры. Об этом уже три десятилетия говорят лидеры и эксперты левой оппозиции. Эти меры, судя по опросам общественного мнения, поддерживает большинство россиян. Новая геополитэкономическая реальность, возможно, подтолкнет и власть к движению в этом направлении.
Выделим основные блоки той долгосрочной стратегии, которая может дать необходимые результаты. Подчеркну: речь идет всего лишь о программе-минимум, о реформах в рамках рыночно-капиталистической экономики.
Итак, блоки реформ.
Первый. Стратегическое планирование и активная промышленная политика в рамках рыночной системы. План задает стратегические цели, определяет выделяемые государством ресурсы, задает правила игры на плановый период, определяет органы и лиц, ответственных за реализацию плана, и получает законодательное оформление. Для государственного сектора он может включать обязательные задания. Для частного — правила игры, стимулирующие ориентацию бизнеса на реализацию плановых целей: низкие налоги, дешевые кредиты, институциональная поддержка, сопряженные государственные инвестиции, государственный заказ. Предпосылка такого регулируемого развития рыночной экономики – отказ от «ручного управления», волюнтаризма, ведомственности, местничества, бюрократизма в деятельности государства.
Второй. Социализация собственности. Основа этого — спецификация и защита прав собственности. Но не только бизнеса — и граждан, и государства (от приватизации). Принципиально важно обеспечить ориентацию деятельности госкорпораций на интересы общества, а не только на конъюнктуру рынка. Не менее важно добиться реальной социальной ответственности частного бизнеса: социальное партнерство и участие работников в управлении, включение в решение социальных и экологических проблем региона и страны. И едва ли не самое главное в этой сфере — социализация, а не просто национализация природных ресурсов, полное получение природной ренты и использование ее на общественные цели, а не на цели бюрократии.
Третий. Решение наиболее острых социальных проблем. Среди них снижение социального неравенства за счет прогрессивного налога на доходы и наследство (для тех, кто живет на 20–30 тыс. рублей в месяц, — 0%, для долларовых миллионеров — до 50%, как в Европе или Китае), повышения в 2 раза минимальной заработной платы и пенсии. Не менее важно обеспечение реального равенства в доступе к базовым ресурсам развития: жилье, бесплатное образование для всех, то же в сфере здравоохранения. И самое главное — приоритет человека труда, развитие тех сфер экономики, где гражданин будет занят деятельностью, приносящей не только достойный доход, но и уважение, возможность самореализации и развития.
Наконец, самое главное — определение целей. Если мы по-прежнему будем ориентироваться на стоимостные валовые результаты (прибыль, ВВП), стратегические проблемы решены не будут. Об этом экономисты нашей страны и мира пишут уже не первое десятилетие. Цель — развитие, приоритетом которого являются человеческие качества, решение социальных и экологических проблем.
Как легко заметить, я речь веду не о мобилизационной экономике, не о системе, где временно вводятся жесткие меры государственного регулирования. Речь идет об ином — о долгосрочной стратегии развития, опирающейся на инициативу и активность трудящихся, стимулирующей производительный бизнес, ставящей под общественный контроль бюрократию, уходящей от сиюминутных, волюнтаристских действий.
Будет ли выбран этот путь? Ответ зависит и от нас с вами.