МТС поймал «Гольфстрим»
МТС выделяет направление «умного» дома в отдельный бизнес, который будет развивать вместе с крупнейшим поставщиком систем безопасности для корпоративного и частного сектора АО «Гольфстрим охранные системы». Оператор приобрел 58,38% компании за 2 млрд руб. Рынок «умного» дома остается одним из растущих, конкуренты МТС уже несколько лет развивают сервисы в этом направлении. Но в текущем году из-за сбоев с логистикой необходимое им оборудование, которое в основном китайского производства, станет дороже, предупреждают эксперты.
МТС приобрел 58,38% компании «Гольфстрим охранные системы» за 2 млрд руб., рассказал на встрече с журналистами президент МТС Вячеслав Николаев. На базе этой компании, по его словам, оператор будет строить бизнес-направление «умного» дома, которое МТС выделяет в отдельную структуру. Структура сделки не раскрывается.
По словам Вячеслава Николаева, МТС планирует инвестировать в направление «умного» дома «несколько сотен миллионов рублей». Оператор рассчитывает стать лидером на этом рынке и охватить услугами «умного» дома 10 млн домохозяйств «примерно к 2025 году», добавил господин Николаев. По его прогнозу рынок «умного» дома в России вырастет в три раза к 2025 году. В 2021 году в России были проданы устройства для «умного» дома на сумму около $1,2 млрд, сообщал в феврале 2022 года подведомственный Роскомнадзору научно-технический центр Главного радиочастотного центра (НТЦ ГРЧЦ) со ссылкой на данные Statista и PwC.
В 2022 году МТС совместно с «Гольфстрим охранные системы» и подконтрольной VisionLabs (разрабатывает технологии компьютерного зрения) планирует выпустить серию «умных» камер с функцией аналитики.
«Обычно люди воспринимают «умный» дом прежде всего как сервис по безопасности и видеонаблюдению, поэтому именно с этого аспекта «умного» дома МТС и решил начать»,— объяснил господин Николаев.
Всего, по его словам, помимо видеоаналитики МТС будет развивать технологии обеспечения безопасности дома, сервисы взаимодействия с управляющей компанией («умные» домофоны, датчики, шлагбаумы), а также направление «заботы о близких» (носимые трекеры, кнопки SOS и т. п). По словам Вячеслава Николаева, МТС и «Гольфстрим» будут фокусироваться не на производстве устройств для дома, а на сценариях использования и партнерствах с вендорами оборудования.
Направлением «умного» дома занимаются и конкуренты МТС. В частности, созданием «умных» домофонов уже несколько лет занимаются «ЭР-Телеком» и «Ростелеком». В январе 2019 года «МегаФон», «Кометрика» и «Городские инновационные технологии» (ГИТ) договорились о партнерстве в сфере развития «умного» ЖКХ. Это направление достаточно активно поддерживает государство. В конце января стало известно, что правительство совместно с девелоперами и IT-компаниями разрабатывает госстандарт «умного» многоэтажного дома (cм. “Ъ” от 20 января). В Минпромторге рассчитывали, что он будет способствовать унификации профильных решений отечественных производителей.
Направление «умного» ЖКХ и интернета вещей очень востребовано, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков: «Потребности в решениях безопасности, наблюдения и датчиков для ЖКХ есть у застройщиков, но МТС придется договариваться, искать якорных заказчиков». В этом году из-за нарушения логистики поставки оборудования для интернета вещей, которое в основном китайское, осложнились, отмечает эксперт: «Но в данном случае ситуация лучше, чем с поставками телеком-оборудования, они будут дороже, но они есть».