На похороны E3. Почему самая крупная и влиятельная игровая выставка в истории оказалась никому не нужна
E3 мертва? Похоже, точного ответа на этот вопрос не знают даже ее создатели. Но среди геймеров (да и разработчиков) о некогда крупнейшей игровой выставке уже не первый год говорят как о пережитке прошлого. Отмена мероприятия в этом году едва ли стала для кого-то сюрпризом. Последние потуги организаторов E3 сделать хоть что-то напоминают какие-то предсмертные конвульсии: две отмененных выставки за три года, один онлайн-ивент, нелепые оправдания, скандалы, откровенно странные решения — и все это на фоне оттока именитых участников и аудитории. Но как же так вышло, что крупнейшее событие года в видеоигровой индустрии оказалось не только нежизнеспособным в новых реалиях, но еще и, похоже, никому не нужным? Давайте разбираться.
Сегодня кажется, будто E3 была с нами всегда, что немудрено: за более чем 25-летнюю историю выставка успела охватить многие переломные моменты игровой индустрии, была свидетелем запуска первой PlayStation и едва не захватила пятое пришествие домашних консолей от Sony. Вот только сама Sony предпочла представить свою некстген-консоль не на E3, а на собственной презентации. Показательный момент. На протяжении десятилетий Electronic Entertainment Expo считалась самой подходящей площадкой для показательных выступлений акул игрового бизнеса, и даже более того — рингом, на котором всякий раз негласно объявлялся свой чемпион. В этом смысле она идеально соответствовала духу времени 90-х/00-х с консольными войнами, острыми подколками представителей компаний в адрес друг друга и постоянными переделами рынка.
Неслучайно первым по-настоящему легендарным эпизодом в истории E3 можно назвать презентацию на американском рынке той самой старушки PS1 из серого пластика в далеком 1995 году. Анонс консоли произошел сразу после скомканного представления Sega Saturn, которую по указке свыше запустили в продажу куда раньше изначально запланированного срока, желая отхватить кусок рынка скорее, чем это сделает амбициозная, но неопытная в видеоигровых делах Sony. Новая приставка Sega неприятно удивляла не только ничтожной библиотекой игр, но и внушительным по тем временам ценником в 399 долларов.
А затем к микрофону поднялся глава американского подразделения Sony Computer Entertainment Стив Рейс и произнес одну фразу: «299 долларов». Его провожали громогласной овацией. Данную сцену пересказывали друг другу как анекдот, а фразу Стива перепечатывали десятки игровых журналов. Спустя год цену на Saturn снизили до тех самых 299 долларов, но было уже поздно. Это был нокаут в первом раунде. Не предопределивший, но предзнаменовавший не только успех PlayStation на Западе, но и скорый закат Sega как производительницы домашних консолей.
Легендарный момент, в который E3 стала не просто выставкой, а чем-то эпичным
Это лишь один пример из целой вереницы публичных репутационных побед и поражений крупных компаний в истории выставки, где они сходились практически лицом к лицу. Попытки менее крупных игроков заехать на эту территорию либо были откровенно провальными (см. презентации Activision и Konami), либо не привлекали к себе большого внимания (как, скажем, Ubisoft и Square Enix). Как ни крути, в общественном сознании E3 всегда была эдаким «чемпионатом мира по хайпу среди геймдева». Отсюда вечные споры о том, «кто выиграл E3 в этом году».
Вот только какой смысл в таком соревновании, если на одном ристалище бобслеистов, тяжелоатлетов и вотерполистов заставляют играть в хоккей на траве? Да еще и по правилам какой-то региональной ассоциации. С прошлого поколения консолей игровой рынок в целом сохраняет статус-кво. Каждая из тройки крупных компаний выбрала свою стратегию и работает на собственную аудиторию. Никаких глобальных переделов сфер влияния не предвидится. А по-настоящие главные противники Sony сегодня — не Nintendo с Microsoft, а ковид, дефицит комплектующих, кранчи и сексуальные скандалы.
Главы Sony, Microsoft и Nintendo декларативно сменили мечи на орала
Первой приспособилась к новым условиям и де-факто махнула ручкой E3, как ни странно, Nintendo, явно не способная тягаться с Microsoft и Sony по части железа. Отказавшись от традиционной презентации в 2013 году «большая N» стала выпускать предзаписанные ролики с анонсами и трейлерами с вывеской Nintendo Direct, где все было под ее контролем. Причем приуроченные к E3 выпуски «Директа» порой не особенно выделялись от обычных. Со временем этот метод взяла на вооружение и Sony, подкармливающая аудиторию анонсами в рамках регулярных трансляций State of Play.
Последнее же появление компании на E3 носило, скорее, экспериментальный характер. В эпоху Xbox One и PS4 стало окончательно ясно, что Microsoft и Sony расходятся по разным весовым категориям. Благодаря пересмотру стратегии и железной руке Фила Спенсера, «Майки» все же выбрались из ямы, ведомые новым лозунгом «доступно на Xbox и Windows». Между тем, E3, как площадка, на которой белые воротнички меряются терафлопсами, просто перестала быть актуальной.
В 2013 году консольные войны еще не утихли, и Sony не преминула подколоть Microsoft за провальную презентацию Xbox One
Разумеется, это размежевание рынка — не единственная причина увядания E3. Целый ряд других обстоятельств не один год омрачал участие крупных компаний в выставке. И не стоит винить пандемию: Gamescom и GDC она, почему-то, не мешает. Одна из главных бед E3 испокон веков заключалась в необходимости подготовить демонстрационные материалы важнейших игр к лету. Связанная с этим спешка неоднократно приводила к курьезам — достаточно вспомнить забагованные презентации Assassin’s Creed IV: Black Flag или Battlefield 4.
Кроме того, никому не хочется плясать под чужую дудку, а E3 — все-таки не клуб по интересам, а бренд, которым руководит конкретная компания ESA (Entertainment Software Association). И череда ее странных решений вкупе с необходимостью платить шестизначные суммы в долларах за участие в вечеринке, судя по слухам, многим действовала на нервы (в ESA, конечно, все опровергают). Долгие годы с этим мирились, ведь E3 для индустрии была главным генератором первородного хайпа, и не в последнюю очередь — для инвесторов. Но в последние годы репутация выставки упорно валится вниз. А в цифровую эпоху обеспечить медийность крупной игре с не меньшим успехом может и собственная онлайн-презентация, что подтверждают данные статистических исследований.
Хайпожор 80-го уровня (две штуки)
И что символично, стоило только E3 закинуть одну ногу в гроб, так рядом сразу же объявился рукастый человек с молотком и коробкой гвоздей. Речь, конечно же, о Джеффе Кили — журналисте, ведущем, создателе The Game Awards и Summer Game Fest, а также, пожалуй, самом хитрожопом (ей-богу, не знаем, как сделать ему лучший комплимент) деятеле игровой индустрии. Он четко видит все проколы E3 (которую ему уже даже рестримить запретили) и, кажется, специально действует ей в пику. На фоне безликих и далеких от народа ESA выглядит своим в доску парнем — дружит с Кодзимой, перебрасывается подколками с экс-президентом американской Nintendo Реджи Фис-Эме, собирает на одной сцене руководителей крупнейших игровых компаний (как бы намекая, что консольные войны — удел прошлого) и даже что-то понимает в играх!
Как только E3 основательно забуксовала, Кили подоспел со своим Summer Game Fest, где рады всем: от индюшатины разного калибра до FromSoftware с Elden Ring. К организации этого дела можно предъявлять разные претензии, но игры здесь действительно в центре внимания. В отличие от E3, с каждым годом все больше напоминающей капустник с вкраплениями анонсов. Недаром главным глотком свежего воздуха в последние годы на выставке стали жестко выстебывающие всю эту мишуру и хайп на ровном месте презентации Devolver Digital. Жаль, и те уже превратились в какую-то самопародию.
Постмодернистские приколы от Devolver в 2017-м неплохо разбавили унылый официоз выставки. Но со временем и они, кажется, забрели в тупик
Ну а на троне самого хайпового игрового события года E3 уже потеснила церемония The Game Awards, чья аудитория ширится миллионами зрителей. Чисто для сравнения: крупнейшую презентацию последней E3 (Microsoft+Bethesda) посмотрело в 2,5 раза меньше человек, чем TGA 2021 — и это с солидным гандикапом по времени! Видимо, с оглядкой на детище Кили создатели E3 пару лет назад объявили о масштабной реорганизации мероприятия с общим курсом «больше звезд, больше блогеров, больше хайпа». Да только поздно подсуетились. Все герои наших любимых мемов уже давно тусуются на TGA: от Илона Маска и Кодзимы до Киану Ривза и даже Вина Дизеля.
E3 уходит в историю, TGA пишет ее
Что не менее важно, TGA продемонстрировала возможность генерировать собственные мемы. Чего только стоит один прошлогодний лауреат главной премии Юсеф Фарес, который впервые прогремел на весь мир, послав «Оскары» к чертовой матери со сцены TGA 2017. И можно сколько угодно упрекать эти церемонии за обилие рекламы или нагнетание хайпа, но они действительно блестяще выдерживают баланс между награждением уже признанных заслуг игр-лауреатов и свежими анонсами, оставляя ощущение настоящего праздника, чего уже давно не способна дать E3. При этом сыты оказываются и хардкорные геймеры, получающие свою порцию премьер, и любители ярких шоу — для них каких-нибудь Imagine Dragons на сцене слабать позовут. Хотя лучше бы Мика Гордона.
Возвращаясь в боксерским аналогиям можно сказать, что E3 сейчас находится в состоянии грогги. Подзатянувшаяся пауза может сыграть ей на руку, ведь гонг еще не прозвенел. Но дальше легендарную выставку ждет либо основательная перестройка, либо бесславная кончина. Так или иначе, E3 в том виде, в каком мы ее привыкли видеть, судя по всему, действительно мертва. Спасибо ей за все эпичные моменты. Спасибо за весь бесценный кринж. И пусть покоится себе с миром.