Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

0 27


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Оглавление Развернуть Камерный театр ужаса Enter the Immersive Horror Грип Шредингера И гаснет свет…

Студия Frictional Games давным-давно заслужила себе место в пантеоне инди-легенд. Прорубив себе дорогу в геймдев трилогией необычных ужастиков Penumbra, в 2010-х команда шведов под начальством Томаса Грипа сначала поставила Интернет на уши хитовой Amnesia: The Dark Descent, по которой не делал летсплеи только ленивый, а затем закрепила свой статус неожиданно глубоким в сюжетном плане научно-фантастическим триллером SOMA. Потом, правда, пятилетнее молчание прервалось невнятным спин-оффом Amnesia: Rebirth, который не был лишен амбициозных задумок, но позабыл. До кучи студию покинул даровитый сценарист Микаэл Хедберг, отправившийся писать ремейк Alone in the Dark. И когда выяснилось, что новой игрой Frictional станет очередная глава в саге Amnesia, да еще и довольно миниатюрная, у многих возник вопрос — а не топчатся ли Грип сотоварищи на месте и не пытаются ли срубить легкие деньги на славном имени франшизы? The Bunker довольно убедительно говорит об обратном.

Камерный театр ужаса

Сюжет Amnesia: The Bunker забрасывает игрока во времена Первой мировой войны. Главный герой — французский солдат Генри — отправился спасать провалившегося в таинственную воронку во время патруля боевого товарища и получил контузию, попав в окружение. Спустя неопределенное время Генри приходит в себя в полузаброшенном бункере, где страдет от родовой для всех протагонистов франшизы болячки — вынесенной в заглавие амнезии. Редкие выжившие, куда более часто встречающиеся трупы и разбросанные по комнатам щедрой рукой геймдизайнера записки дают ему понять, что вокруг явно творится неладное. Обитатели бункера, соединенного туннелями с местом раскопок древнеримских рун, столкнулись с чем-то нечеловеческим: кто успел — уже унес ноги, кто опоздал — либо стал кормом для крыс, либо молит о смерти. Чтобы спастись, Генри предстоит погрузиться в глубины подземного лабиринта и собственных темных воспоминаний.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Сделали из «Амнезии» какой-то шутан! (на смом деле нет)

The Bunker воспринимается одновременно как возвращение к истокам и как шаг куда-то в сторону — еще неизведанную ни в одной другой игре студии. Вроде бы, нас тут встречает знакомое фанатам серии настроение и нарочито камерный сеттинг — не смотрите, что вокруг бункер начала XX века, а не развалины средневекового замка. Кругом сплошь залитые тьмой и навевающие клаустрофобию тесные коридоры, доля открытых пространств сведена к минимуму. Отовсюду героя преследуют давящие звуки — не то рокот неведомых тварей, не то доносящаяся с поверхности тряска от бомбардировок. Каждый неосторожный звук и луч света может привлечь смертоносный ужас. Во главу геймплейной прогрессии поставлено исследование локаций, и игра блестяще возвращает знакомое любителям жанра чувство раздирающего душу противоречия, когда ты знаешь, что надо идти вперед, но колеблешься сделать даже шаг. Словом, по атмосфере новинка приближается к The Dark Descent ближе, чем любая из ее последовательниц.

И вместе с тем механически отдаляется от нее местами настолько, насколько это вообще возможно. The Dark Descent во многом стала известна в народе как «хоррор, где у тебя нет оружия». The Bunker сходу вручает игроку в руки револьвер, регулярно подбрасывает патроны и прочие средства самообороны, включая гранаты и коктейли молотова. А это точно Amnesia? Этот кажущийся поначалу диким контраст чего-то знакомого и совершенно чужеродного для ДНК франшизы во многом делает игру свежей. Остается лишь дивиться, насколько неплохо создателям удалось соблюсти баланс, забредя на неосвоенную для себя территорию.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Не обольщайтесь — полноценно поменяться с охотником местами здесь не получится

Enter the Immersive Horror

Можно сказать, что геймплейно The Bunker тяготеет к трем разнонаправленным векторам. Во-первых, это привычная для франшизы хоррор-адвенчура с исследованием карты, сбором ключей и записок, открытием новых шорткатов и игрой в прятки-догонялки с неубиваемым монстром. 

Во-вторых, это классический сурвайвл-хоррор с менеджментом ресурсов и инвентаря. Несмотря на то, что встречи с главным архиврагом почти всегда оборачиваются летальным исходом, в игре полным-полно и других способов получить увечья. На такой случай у героя есть условная полоска HP, за которой приходится следить не только из соображений впитывания урона — кровотечение привлекает врагов куда быстрее, чем даже беззаботный спринт. К счастью, любые травмы от укусов крыс и осколочных ранений до ожогов и даже отравлений тяжелыми газами тут легко лечатся бинтом, который можно скрафтить из двух грязных тряпок.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Первый же встреченный выживший просит поскорее его прикончить

Подход к средствам самообороны тут тоже в духе выживачей — слишком много патронов и гранат не бывает. Для начала, чтобы хотя бы на время отпугнуть монстра, может потребоваться несколько выстрелов — и даже не думайте о том, чтобы победить его окончательно. А ведь те же револьверные выстрелы могут пригодить еще и для того, чтобы сострелить с двери старый замок или взорвать завал с помощью пороховой бочки. И тут в силу вступает третий геймплейный вектор игры: The Bunker — это еще и отчасти иммерсивный симулятор. Не прям как у взрослых из Deus Ex или Prey, но тоже с вариативным преодолением препятствий. 

Скажем, преграждает вам дорогу стая гиганских крыс, пирующих вокруг свежего трупа. Можно отпугнуть их тем же выстрелом из револьвера или фальшфейером (но они обязательно вернутся). Можно скрафтить из палки и тряпки факел и по одной загнать огнем всех крыс по норам (если у вас на кармане завалялась зажигалка). Можно залить коридор бензином из канистры и поджечь. Можно дернуть растяжку, чтобы с потолка упала газовая граната и перетравила крыс (только сами не суйтесь в облако дыма без противогаза). Наконец, можно привлечь монстра, чтобы он распугал мелких тварей (с одной стороны — риск для здоровья, с другой — возможность сэкономить ресурсы). И так далее: выбор за выбором, препятствие за препятствием.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Сигнальный огонь отпугнет грызунов. На время

Работает этот подход, прямо скажем, с переменным успехом. Игра яро призывает вас пробовать все новые комбинации предметов и обучаться свежим трюкам. «Если вам кажется, что что-то можно сделать, то, скорее всего, вы правы», — гласит надпись из загрузочного экрана. Зачастую так оно и оказывается, и в такие моменты The Bunker позволяет ощутить собственную изобретательность и остроумие. Примерно как когда вы впервые построили пирамиду из ящиков в Half-Life 2. Фирменный для серии физический движок поощряет пространственные манипуляции. В обратных случаях возникает лютое недоумение. «Серьезно? Я могу пробить камнем или гранатой запертую дверь, но не могу снести защитную цепь со шкафчика?». Увы, логика тут нередко становится жертвой диктуемого авторами темпа прохождения, а игра порой превращается чуть ли не метроидванию — дескать, вот найдете болторез, тогда и обходите по новой все локации с неразрезанными цепями. Удачи вспомнить их все!

Грип Шредингера

Те, кто хоть немного следил за высказываниями главы Irrational Games в публичном поле, должны знать Томаса Грипа как толкового теоритика. Он очень метко подмечает набившие оскомину болячки хорроров и порой даже предлагает разумные средства лечения. Проблемы начинаются, когда дело доходит до реализации. Ту же SOMA можно привести как пример игры, в которой у него многое получилось, а вот Amnesia: Rebirth не выдержала груза собственных амбиций. В The Bunker мы имеем пограничный случай. Местные концептуальные задумки иногда выстреливают, а иногда нет, но в целом впечатления от игры не руинят, а иногда даже приятно радуют. Взять, например, подход к искусственному интеллекту монстра.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Генри, по-видимому, еще и владеет телекинезом. Иначе объясните, как он тащит булыжник без помощи рук!

В The Bunker разработчики решили сократить бестиарий «больших» врагов всего до одного чудовища, но сделать его по-настоящему уникальным — вроде ксеноморфа из Alien: Isolation. Иными словами, минимум скриптов, максимум рандома. Именно чувство неопределенности составляет звериную долю пугающего в игре. Монстр передвигается по локациям через сеть тоннелей, и ты никогда заранее не предугадаешь, из какого из них он выберется на этот раз. Тебе говорят, что монстра привлекает громкий шум — иногда привлекает, иногда нет. Тебе говорят, что монстр не суется в ярко освещенные помещения. Обычно это так, но не всегда. И даже в случае открытой конфронтации тварь ведет себя по-разному. Однажды, столкнувшись с ней лицом к лицу, я вытащил револьвер и понял, что в нем осталась последняя пуля — едва ли хватит для самообороны. Но спустя пару мгновений дуэли взглядов, чудовище поглазело на дуло револьвера, развернулось и уползло в какую-то пещеру. И это было круто!

Со временем эффект, конечно, несколько теряется, а действия игрока становятся более методичными. Надо взорвать дверь? Взрываем и смотрим, заспавнился ли гаденыш. Не заспавнился? Отлично, идем дальше. Вылез, легок на помине? Шкеримся или добегаем до безопасной зоны, сохраняемся и возвращаемся куда надо. Как только игрок привыкнет к общим правилам общения с чудовищем, оно перестанет восприниматься как нечто неизведанное и непостижимое, а превратится в досадную преграду на пути к прогрессу. Которая просто иногда ведет себя непредсказуемо. Но это в целом одна из тех самых родовых болячек жанра, которые никакой продвинутый ИИ пока не способен исправить. Зато моменты, когда ты бежишь сломя голову, разрываясь между желанием обернуться и необходимость беречь каждую секунду, ведь за спиной может оказать ОНО — все еще остаются незабываемыми.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Лучше было не оборачиваться

Куда менее доставляет вторая большая задумка авторов — ставка на рандомизацию окружения и реиграбельность. На деле это выражается в том, что всякие расходники, вроде патронов и тряпок, разбрасываются по бункеру в случайном порядке, а ключевые для прохождения предметы, вроде ключей, имеют несколько возможных точек спауна. В общем, это примерно то же самое, что играть в старые части Resident Evil в режиме Arrange Mode. Одной этой фишки едва ли хватит, чтобы сходу соблазнить большинство игроков на повторное прохождение — даже при том, что игра крайне коротка и легко проходится часа за четыре. Если захочется освежить впечатления спустя время — это будет приятным подспорьем, но не более того. 

И гаснет свет…

Авторы еще периодически упоминали, будто в игре будет некий «полуоткрытый мир». Реализовано это следующим образом — бункер поделен на пять небольших зон, которые можно исследовать в свободном порядке. Иногда вы будете натыкаться на преграды, преодолеть которые можно лишь заглянув в другой сектор. Игра довольно щедра на подсказки, поэтому вопросов «куда теперь идти?» или «где искать нужный ключ?» практически не возникает. В самом центре расположен хаб с картой и электрогенератором, который регулярно приходится заправлять топливом. Звучит как форменное уныние, но на деле это одна из самых интересных механик игры! Можно пожертвовать ценным ресурсом, чтобы сделать следующую вылазку более безопасной, а можно сэкономить запасы бензина, выбираясь на более рискованные прогулки под покровом тьмы — выбор за игроком. Отдельный шик — ощущения в момент, когда ты забрался куда-то далеко-далеко в неизведанный уголок карты, и вдруг топливо кончается и по всему бункеру гаснет свет. Это надо пережить самому.


                    Обзор Amnesia: The Bunker. Мастодонты инди-хоррора возвращаются к истокам с парой новых трюков в рукаве

Со временем основные коридоры бункера удастся превратить в относительно безопасное место. Относительно — ключевое слово

При этом значительная часть контента в игре остается опциональной. Если знать, куда идти и что делать, со всей сюжеткой вообще, наверное, можно управиться за полчаса. Не поймите превратно — тут есть чем заняться. Исследовать все локации. Полностью восстановить освещение. Зачистить все коридоры от крыс. Прочитать все записки и составить полную картину взаимоотношений обитателей бункера. Наконец, собрать весь мусор в игре и ощутить себя королем помойной кучи из тряпок, палок, канистр с бензином и газовых гранат. Это все необязательно, но чертовски приятно сделать. Но мир игры все равно по итогу ощущается слишком крошечным. В силу миниатюрных масштабов Amnesia: The Bunker ощущается если не как демка, то как проверка концепции. Увидеть что-то более грандиозное со схожими механиками и антуражем было бы интересно.

Релизный трейлер Amnesia: The Bunker. , но на протяжении своего довольно скромного хронометража заскучать тоже вряд ли даст. Не до конца реализованные концептуальные задумки, конечно, местами заставляют посокрушаться, но впечатления от игры не рушат. После Amnesia: Rebirth это — вполне себе повод для радости.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии