Свобода в изоляции
Российское кино в Каннах произвело впечатление на публику
Триотечественных фильма так или иначе затрагивают тему дефицита свободы. Свободывысказывания и протеста хочет герой фильма «Дело» Алексея Германа. О свободе отсемейных удушающих уз мечтает героиня картины «Разжимая кулаки» Киры Коваленко.И, наконец, свободы приехать на собственную премьеру не предоставили режиссеруфильма «Петровы в гриппе» Кириллу Серебренникову. Последняя драма развернуласьуже в жизни, а не на экране.
Начнем скартины «Дело» Алексея Германа. Есть такой жанр в кино– судебная драма: действие строится вокругразбирательства дела – рассматриваются доказательства, выступают свидетели и вконце выносится вердикт.
И фильм Германа вроде бытоже судебная драма, но заседание как таковое остается за кадром как некий бессмысленныйритуал, не заслуживающий внимания. В центре сюжета подготовка к суду, вернее,психологическое давление на обвиняемого, провинциального профессора(Мераб Нинидзе), который оказывается под домашним арестом по ложному обвинению вхищении. На самом деле преследование преподавателя – месть за дерзкую критикумэра в социальной сети. Мы видим адвоката (Анна Михалкова), бывшую жену(Анастасия Мельникова), маму (Роза Хайруллина), врача (Светлана Ходченкова) идаже следователя (Александр Паль). Все они хоть и относятся к несчастному спониманием и сочувствием, но искренне раздражены его упрямствоми принципиальностью.
Несмотря на множествоотсылок к кейсам реальных политических дел современной России, назвать картинуГермана оппозиционной будет преувеличением. Если рассматривать картину как некое высказывание,то фильм «Дело» скорее призывает к пассивности, нежели к активной гражданскойпозиции. Выпад преподавателя против чиновника выглядит нелепо – публикация непристойной картинки,смысл которой заключается в том, что чинуша является расхитителем, вызываетнедоумение не только у зрителя, но и у героев фильма. Цена бунтарского поступкавысока, а его значение ставится под сомнение всеми участниками событий и витоге теряется даже в сознании измученного профессора. Ощущение безнадежности ибессмысленности не скрашивает даже возвращение блудной дочери героя (АлександраБортич) в финале картины. В результате фильм Германа «Дело» не дает зрителюнадежды и провоцирует выученную беспомощность.
Очень трогательным иискренним оказался фильм молодого режиссера Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Этоистория юной застенчивой осетинки Ады (Милана Агузарова),которая разворачивается передзрителем постепенно. Следы прошлых травм девушки всплывают по ходу фильма, придаваяобъем и образу героини, и сюжету в целом. Картина повествует об удушающей любвии гиперопеке, делающей близких людей несчастными. Мы видим традиционнуюкавказскую семью с неожиданной для зрителя стороны, а тема преодоления травмы,влияющей на жизнь как самих жертв, так и членов их семей, отражена оченьдостоверно и ненавязчиво.
На премьере режиссергорячо благодарила всех, кто помог ей в создании картины в ее профессиональномстановлении, в том числе и своего мастера Александра Сокурова. Фильм «Разжимаякулаки» по стилистике напоминает картину «Теснота», снятую другим выпускникоммастерской Сокурова Кантемиром Балаговым. Возможно, преподавательскаядеятельность заслуженного автора привела к возникновению нового течения вотечественном киноискусстве, которое скоро будет вполне сравнимо с Новой волнойили Догмой 95. Фильм Коваленко продолжает развивать тему ограниченной свободыженщины на Кавказе, но он гораздо добрее и трогательнее «Тесноты».
Самая ожидаемая премьерароссийского фильма в Каннах прошла без режиссера. Артисты и продюсер картины»Петровы в гриппе» пришли в зал Люмьер украшенные значками с портретомопального автора Кирилла Серебренникова и заняли свои места рядом с пустымкреслом. На премьере фильма «Лето» два года назад Кирилла Серебренникова тожене было – тогда он находился под домашним арестом. Сейчас он уже на свободе, новсе еще не выездной.
Лента «Петровы в гриппе»это калейдоскоп психологических защит в действии. Герои фильма справляются снавалившимся на них психологическим и физиологическим стрессом по-разному:кто-то уходит в фантазии, кто-то погружается в воспоминания, кто-то галлюцинируетнаяву. Грань между реальностью и воображаемым намерено стерта. АвтослесарьПетров (Семен Серзин), перенося грипп на ногах то и дело перемещается изреальности в глюк, где участвует в расстрелах или помогает самоубийце, а потомвдруг попадает в прошлое на свою детскую елку. Его жена (Чулпан Хаматова)работница библиотеки ходит с ножом по улицам и совершает жестокие убийства. Ихсын тоже существует вне реальности – он постоянно играет в компьютерные игры.Фильм наполнен сценами насилия, однако зрителя шокируют не это. Приводят в ужаскадры кашляющего человека в переполненном автобусе, или вид ребенка стемпературой на детском празднике. Что не удивительно, когда весь зал в масках…
Самым впечатляющиммоментом премьеры стала длительная овация после просмотра. Кто-то из создателейкартины даже связался с режиссером по видеосвязи, чтобы автор мог личноуслышать аплодисменты и сказать несколько слов публике. Кадр с телефономспроецировали на огромный экран зала Люмьер, откуда Серебренников поблагодарилзрителей и порадовался развитию технологий, позволяющих ему участвовать всобственной премьере, находясь так далеко.
Кино – это дистанционнаякоммуникация, не знающая границ во времени и пространстве, а теперь к этомудобавилась возможность коммуникации режиссера со зрителем, что не может нерадовать.