Водителей берут под «гражданский контроль»

0 11

Три четверти столичных автомобилистов готовы доносить на нарушителей правил дорожного движения. К таким выводам по итогам опроса пришли специалисты портала Drom.ru. Они изучали отношение водителей к новому сервису, который позволяет сообщать о нарушениях ПДД и благоустройства, на портале госуслуг. В среднем две трети опрошенных россиян положительно оценили такую возможность. При этом активно бороться с нарушениями в Москве готовы 67% респондентов. Примерно половина из них согласны участвовать в «гражданском контроле», только если «их не будут дергать лично».

Сама идея властей здравая, считает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль. Однако он сомневается, что сервис будет эффективен: «Я предполагаю, что из 100% обращений граждан, дай бог, 15% дошло до реального штрафа, потому что система идентификации не отработана. И есть очень много нюансов, подвергающихся оспариванию в процессе вынесения приговора, мониторинга материала.

Граждане юридически не заточены. И если будет грамотный, понятный подход, то я думаю, все заработает. Штраф — это не мгновенное наказание нарушителя, а информация, которая может трактоваться как угодно. Одно дело — отослать информацию, а другое — отслеживание штрафов. Если бы гражданину приходила информация или СМС, что по вашему сигналу водитель оштрафован на сумму, например, в 5 тыс. руб., из которой вам положили на телефон 500 руб., я бы за это ратовал, а так это будет просто выпуск пара, я в это не верю.

Я тестировал все приложения. Народ уже настолько не верит в справедливость, что готов сам выходить на улицы и осуществлять гражданские действия. Зарубежный опыт достаточно мощный. Если там человек информирует о неправильно припаркованном автомобиле, и его штрафуют, например, на €300, то €50 зарабатывает тот, кто сообщил. Это так называемое легальное стукачество за рубежом. Я считаю, что у нас тоже пора вводить такое».

Предполагается, что сообщать о нарушении ПДД можно будет без оформления протокола. Гражданину достаточно загрузить фото или видео инцидента через сервис на портале госуслуг. Однако с юридической точки зрения к самой процедуре возникают вопросы, отмечает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько: «В нынешних условиях, по крайней мере, пока закон не изменен, хотя, может быть, к этому дело идет, все эти жалобы должны проверяться в рядовом порядке.

Ни о каком автоматическом наказании речь идти не может.

То есть если, например, пришла некая жалоба о том, что какой-то автолюбитель проехал на красный свет или кого-то не пропустил, то информацию нужно проверять. Сделать это крайне сложно, нужно вызывать собственников, выяснять, кто был за рулем, когда и так далее. Понятно, что если собственник не придет и не даст пояснений, то оснований наказывать его нет. Такая же судьба ждет, наверное, 90-99% всех этих документов. Так что фактически это будет работа впустую, никакого толка она иметь не будет.

Кроме того, удивляет то, что граждане не готовы куда-то идти, что-то доказывать, потому что это фактически снимает с них всякую ответственность за сообщения о тех или иных нарушениях. Хотя если человек информирует о нарушении, то он является его очевидцем или, говоря юридическим языком, свидетелем по делу, и он должен прийти и дать показания. Если он этого не делает, тогда можно говорить о том, что вина нарушителя не доказана».

Согласно исследованию Drom.ru, чуть больше четверти московских автомобилистов не готовы доносить на других водителей. При этом 24% из них считают это «стукачеством», а 8% ответили, что им «просто лень». По информации столичных властей, как ранее сообщал “Ъ”, в прошлом году почти 10 млн нарушений ПДД из 40 млн остались безнаказанными. Это на 35% больше, чем в 2020-м. Причина кроется в том, что МВД не предоставило московскому управлению ГИБДД информацию о собственниках автомобилей.

Александр Рассохин

Источник: www.kommersant.ru
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии