«Возмездие» наконец-то пришло в Россию. Обзор фильма «Бэтмен»
Переосмысление классического супергероя наконец-то стало доступно россиянам в достойном качестве — достаточно просто оформить подписку незапущенного в России сервиса HBO Max с помощью VPN и карты зарубежного бан… В общем, посмотреть фильм со всеми удобствами теперь могут все желающие — был бы интернет. Мы тоже приобщились к современной западной культуре, старательно отгораживающейся от нас, и хотим рассказать о том, чем этот Бэтмен отличается от других Бэтменов, а также чем Роберт Паттинсон и компания будут развлекать зрителя на протяжении почти трех часов. И будут ли развлекать вообще.
Поворотной точкой в карьере Кристофера Нолана, будущей киновселенной DC и вообще жанра кинокомиксов стал «Темный рыцарь». Еще до его выхода все понимали, что это будет отличный фильм — перед ним уже был неплохой «Бэтмен: Начало», да и режиссер к тому моменту успел себя показать. Но никто не ждал, что в фильме о человеке-летучей мыши может уместиться частичка политического триллера, а Бэтмен из полукомедийного персонажа превратится в драматического.
«Темный рыцарь» максимально сблизил супергероику с реальностью: Брюс Уэйн стал человеком с обычными проблемами, Бэтмен превратился лишь в его тень, а фирменные гаджеты из бондиановских приблуд эволюционировали до предельно функциональных устройств, в существование которых несложно поверить. Даже бэтмобиль у Нолана превратился из комедийно-готической смеси лимузина и кабриолета в супер-современный танк.
Ну и, конечно же, Джокер. После 11 сентября образ террориста (особенно ближневосточного, но это опустим) стал для американцев страшнее, чем злые русские, а Джокер оказался первым злодеем в супергеройском кино, который действовал именно террористическими методами и устраивал настоящие теракты. Чтобы понять, что это значило для основной массы зрителей, просто представьте, что Чумной Доктор из «Майора Грома» в фильме не убивал бы условных продажных чиновников, а захватил театр или больницу в центре Москвы и держал там в заложниках тысячу человек.
Все это к тому, что новый «Бэтмен» просто не мог быть революционным. Он обеими ногами стоит на наследии Нолана, потому что иначе никак. Проблемам Брюса Уэйна в свежем фильме уделено еще больше времени, противники этого Бэтмена еще более обыденные, машина тоже выглядит так, будто к серийной модели прицепили большую лампочку, а костюм у бедняги настолько бронированный и тяжелый (каким он и мог бы быть в реальности), что миллиардер в нем еле поворачивается и пугает окружающих жутким грохотом, спускаясь по лестнице.
Каждый уважающий себя поклонник Бэтмена потратил в сто раз больше времени на споры о новом дизайне бэтмобиля, чем Паттинсон гоняет на нем в фильме
Сюжет тоже стал местечковее даже по сравнению с «Темным рыцарем» и уж тем более фильмами (картинами! полотнищами!) Зака Снайдера. Роберт Паттинсон играет молодого Брюса Уэйна, который впервые примерил на себя костюм летучей мыши лишь два года назад. В Готэме расцвет преступности, и молодой супергерой себя совсем не сдерживает — калечит преступников, но все же не убивает. Это порождает лишь еще больше насилия, из-за чего жители боятся и ночного мстителя, и мафию, и простых гопников, а самое главное — задают вопросы мэру, который уже давно сообщил о победе над криминалом в городе.
Впрочем, все меняется, когда этого самого мэра накануне выборов убивают в его собственном особняке. Убийца (в этот раз из суперзлодейской лиги достали Загадочника) требует справедливости и сообщает, что и дальше будет убивать коррумпированных чиновников и их приближенных. На каждом трупе он оставляет подсказку для Бэтмена, который в обоих своих обличьях оказывается втянут в паутину интриг городской элиты.
Загадочник на самом деле виртуальный персонаж — в своем фирменном облике он появляется только на экранах
По итогу оказывается, что где-то на три четверти новый «Бэтмен» — это разговорный криминальный детектив, похожий на гангстерские фильмы Скорсезе и финчеровский «Зодиак». Шутка ли, большую часть хронометража Брюс Уэйн пытается выяснить личность осведомителя в крупном деле о наркотиках, а поимка Загадочника остается где-то на втором плане. Хотя именно он и роднит «Бэтмена» с фильмом Финчера — в общем-то, режиссер и не скрывал, что придумывал новый образ злодея под впечатлением от знаменитого серийного убийцы. Из него получился еще более приземленный и понятный антагонист, чем из нолановского Джокера. Правда, действует он скорее методами Чумного Доктора из «Майора Грома» — убивает известных людей и рассказывает об этом в соцсетях.
Оставшаяся «супергеройская четверть» фильма странно сочетается со всем остальным. Во-первых, экшен здесь хоть и крутой, но для супергероики его и на два часа было бы мало (фильм идет 2:47 без учета титров). Здесь стоит отметить, что «Бэтмена» как будто обошло проклятье ковидных съемок: в нескольких сценах используется большое количество массовки, а побег из полицейского участка хоть и проносится молниеносно, но впечатляет. Как и единственная погоня — да, мы видим новый бэтмобиль всего один раз. Впрочем, на что там теперь смотреть — это больше не технологичный танк вроде «Тамблера» из «Темного рыцаря», а что-то вроде бронированной Chevrolet Camaro.
Новый вингсьют тоже реалистичнее плаща, хотя похож на кожаный ватник
Зато посмотреть можно на отличных актеров, сыгравших новые амплуа классических героев из бэтменовского набора. Женщина-кошка в исполнении Зои Кравиц вышла не такой своевольной, как это бывает обычно; к тому же она в фильме единственная, кто размахивает ногами как Джеки Чан. Колин Фаррелл превратил Пингвина из карикатурного злодея в необычного саркастичного мафиози, которого даже нельзя отнести к отрицательным героям. Из Энди Серкиса (он, напомним, играл Голлума и Кинг Конга) получился самый молодой, боевой, но все еще интеллигентный Альфред, который не стесняется ставить на место готического эмо-подростка Паттинсона. Да и сам Паттинсон в очередной раз доказал, что он отличный актер, но…
Насколько вообще можно совместить криминальную драму с историей про героя в трико и с острыми мышиными ушами? Пафос Зака Снайдера сработал далеко не на всех — многие не смогли досмотреть длиннющего «Бэтмена против Супермена» (и тем более «Снайдеркат») из-за перенасыщения библейскими отсылками и замедлением времени. Даже Нолан, пытавшийся максимально отойти от канонов кино по комиксам, вынужден был заканчивать свои фильмы условным хэппи-эндом с монологом под пафосную музыку. Что уж говорить про нового «Бэтмена», пытающегося казаться нуарным криминальным детективом, но подмешивающим туда супергероику.
В итоге большую часть фильма Бэтмен строит из себя того самого «величайшего детектива», но оказывается несколько раз обманут Загадочником. Избивая случайных гопников в начале, он роняет железобетонный ванлайнер «Я возмездие», которым его дразнят весь оставшийся фильм. В отсутствие гаджетов Паттинсон в основном борется с преступниками вручную, раздавая тумаки, и главным его оружием становится бронированный костюм, который может выдержать попадание вплотную из дробовика. Но у него, разумеется, всегда открыт мужественный подбородок и проницательные глаза (с макияжными тенями, конечно же).
Это действительно странный контраст, прямо как звучащие в фильме практически подряд «Аве Мария» и песня Something in the Way группы Nirvana. На деконструкцию образа это все тоже не тянет — самым смелым в этом плане остается «Лего Фильм: Бэтмен», что подтвердит даже Хидэо Кодзима. Очень депрессивный Паттинсон хоть и выглядит уместно, но играет как будто двух разных персонажей — у человека в костюме летучей мыши и в смокинге нет общего знаменателя, и каждый пытается вытолкнуть другого из фильма. Не будь одного из них, картина воспринималась бы цельнее, но они здесь оба — а как иначе-то?
Впрочем, кто мы, российские зрители, такие, чтобы высказывать какое-то мнение киноделам из Голливуда. Единственной возможности — проголосовать отечественным рублем — у нас больше нет. Поэтому остается лишь ждать неминуемый сиквел — в отличие от грустного Аффлека, у грустного Паттинсона со сборами все в порядке.
Новый «Бэтмен» вышел немного странным и во многом следующим по проторенной дорожке, но все равно крутым. Вопрос о том, смотреть его или нет, наверное, уже ни у кого не стоит, поэтому вместо подведения итогов предлагаем вам в комментариях рассказать о своем любимом варианте супергероя. Невероятно пафосный и стильный Бэн Аффлек? Адам Вест из ситкома шестидесятых? Кристиан Бэйл, который смог не затеряться на фоне Джокера Хита Леджера, или Майкл Китон, который на фоне Джека Николсона все-таки затерялся? А может, даже Паттинсон?