России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

0 28


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

21 февраля на открытии «Игр будущего» Андрей Аршавин показал, что до сих пор отлично владеет дриблингом. Он обвел зевак и охрану президента, подобравшись к Владимиру Путину на расстояние вопроса. Легенда «Зенита» и лондонского «Арсенала» поинтересовался, доколе российские геймеры будут страдать, не имея возможности поиграть за Рассказова, Дзюбу и Джикию. Президент спросил: «Чего сделать надо?», на что Аршавин ловко, как умел всю жизнь, отпасовал в сторону — на Алексея Миллера, руководителя «Газпрома». Дескать, пусть лидер страны ему намекнет, что нужно виртуальный спорт развивать. Путин кивнул, и уже на следующий день глава Всероссийской федерации фиджитал-спорта Никита Нагорный заявил — в России делают свой футбольный симулятор. Но есть вопрос: «Зачем?»

Инициатива Аршавина понятна. Молодые ребята проводят много времени в виртуальных мирах. Пусть лучше юные и не очень фанаты футбола играют за наши клубы и сборную России, нежели чем за каких-то «западно-партнерских» Беллингемов, Мбаппе и Дибал. Хороший футсим будет полезен и самой Лиге. У российского разработчика, тем более под крылом «Газпрома», всегда будет доступ к бренду, официальным футболкам и отсканированным лицам. Если повезет, на релизе еще парочку настоящих стадионов завезут. Лепота? Отож! 

Другое дело, что такой проект никому не нужен: ни игрокам, ни создателям. 


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

Аршавину, кстати, не везло с внешностью в FIFA. Так он выглядел в 2009 году

Фанаты виртуального ногомяча отечественный симулятор не примут. Большинство из них играет в EA Sports FC, вспоминая матерей разработчиков. Небольшая часть страдает в eFootball из-за отсутствия выбора: играть в EA Sports зашкварно, а другой альтернативы нет. Оба футсима на рынке уже больше двух десятков лет, но, если послушать геймеров, лучше они не становятся, каждый год являя миру новую плохо пахнущую субстанцию. Речь идет о двух самых передовых симуляторах футбола, которыми игроки все равно остаются недовольны. 

А что будет, когда выйдет отечественная игра и вкусит на себе русскую традицию «Сравним с западным продуктом»? «Смута» никогда не станет «Ведьмаком», «Москвич» — «Мерседесом», а «Добрый Кола» той самой «Колой». И отечественный футсим никогда победит в таком сравнении EA Sports FC или eFootball. Для этого нужно стать лучше, необходимы опыт и время. А ни того, ни другого у наших разработчиков нет. И когда выйдет первая версия нашего футсима, мнение о ней будет хуже, чем поле самарского стадиона «Металлург» на старте весенней части сезона в начале нулевых. Как говорится, кто знает, тот поймет.


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

Российские клубы были в PES 2019. Konami не стала продлевать лицензию после февраля 2022-го

Для создателей видится один плюс: если студию поддерживает «Газпром» по личной просьбе президента, то стабильной работой и зарплатой ребята обеспечены на годы вперед. Никита Нагорный, глава Всероссийской федерации фиджитал-спорта, не врал: процесс может затянуться на десятки лет. Спросите бывших белорусов, открывших в себе кипрские корни. Strikerz Inc начала работу над UFL в 2016-м, показала игру в 2021-м, а последние новости опубликовала в 2023-м. В этом году, вроде как, ожидается релиз, но есть вероятность, что к нему подталкивает необходимость начать зарабатывать хоть какие-то деньги. На дотациях от Криштиану Роналду, вложившего 40 млн долларов, все равно долго не проживешь. Восемь лет идет разработка футсима с нуля.

Создание футбольного симулятора в наше время — сложный, не побоюсь этого слова, высокотехнологичный процесс. Виртуальный футбол должен быть реальным, а нет ничего более реального, чем… реальность. Для анимаций потребуется захват движений, для разработки ИИ — анализ настоящих поединков, подсчет статистики передач, ударов, единоборств, движений и так далее. Не забудьте о физике мяча: как он ведет себя, когда его пинают на сухом, мокром, заснеженном поле. Как сильно он скачет, когда передачу делает слабый игрок, и как быстро летит, когда бьет сильный игрок. EA Sports записывает десятки тренировочных поединков, которые проводятся на поле при студии. Не говоря о том, что многие звезды футбола приняли участие в создании игры, записав свой стиль бега, дриблинга, техники передач и ударов. 


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

В смешном костюме для захвата движений бегал даже Роналду

Кипрским разработчикам UFL помогает аналитический сервис InStat, у которого есть информация и видео по десяткам тысяч матчей. Нашим он уже не поможет — в 2022-м владелец компании убежал в США, продав бизнес местным. Хотя изначально InStat была российской. Разумеется, это не значит, что разработчикам нужно будет идти по стопам Александра Бубнова, перебирая листы бумаг с ТТД (очередная отсылка для знатоков футбола). Наверняка есть отечественные аналоги «поменбше», которые делают то же, что и InStat. Но у фирмы была огромная база данных и невероятный опыт, который, скорее всего, позитивно повлиял на разработку. 

Наконец, не стоит забывать о деньгах. «Газпром», конечно, национальное достояние, но бумажками с российскими городами разбрасываться не любит. Для компании такие инициативы не редки, например, она поддерживает «Детское радио». Думаете оно много приносит? Маловероятно. Но разработка хорошего футбольного симулятора добавит много минусов в финансовую отчетность. А ни один серьезный товарищ в галстуке не любит минусы в отчетности. Напоминаю, Роналду вложил в UFL 40 млн долларов, причем сделал это в 2023 году. Сколько Strikers Inc собрала в бурную белорусскую молодость — неизвестно. От многострадальной «Смуты» требуют качества AAA-уровня, а потрачено на нее чуть больше пяти миллионов долларов. Во сколько обойдется создание качественного футсима — загадка. Но EA Sports тратит больше 100 млн долларов на каждую новую версию игры. Допустим, часть денег уходит на продление каких-то лицензий или получение новых, но 100 млн долларов — это 100 млн долларов.


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

Артем Дзюба в интервью невысоко оценил шансы нашего симулятора. Так игрок выглядел в FIFA 2022

Предположим, большая часть вопросов решаема. Костюмы захвата движений можно раздать ребятам из какой-нибудь Медиалиги, они только рады будут записать YouTube Shorts или «кружочек» в Telegram, рассказывая, как помогают в разработке отечественного футсима. «Газпром» вполне может сказать: «Ну раз надо, так надо» и закрыть глаза на убытки от команды разработчиков. Статистику где-нибудь найдут, а западные звезды с их движениями нам ни на какой ляд не сдались. Тем более, что в истории уже были случаи, когда выходили отдельные игры, посвященные одной лиге. Bundesliga Stars и FA Premier League Stars — неплохой пример, хотя они и являются приемными детьми FIFA. Но это было настолько давно, что кажется неправдой.


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

В общем, делать сегодня футбольный симулятор «чтоб как у них, но про нас» — долго, дорого и обречено на провал. Даже если представить, что через 5-10 лет мир вспомнит заветы Кота Леопольда и начнет жить дружно, наша игра все равно не сможет конкурировать ни с EA Sports FC, которая за это время никуда не денется, ни с UFL, что собирается подвинуть eFootball на поприще условно-бесплатных футсимов.

Так что делать? Прежде всего необходимо избавиться от ущербного мышления: «Нужно создать ответ чему-то и кому-то». В России всегда умели делать самобытные, интересные игры, а последние несколько лет это только подтверждают. Loop Hero, Punch Club, Black Book, даже «Русы против ящеров», почему нет. Это свежие примеры низкобюджетных проектов. А есть еще разные DISTORTION за 100 млн долларов, PIONER, Escape from Tarkov и даже кипрские Pathfinder с Warhammer 40k: Rogue Trader.

Конечно, шутер по РПЛ делать не нужно (хотя уверен, он бы пользовался популярностью). Но можно сделать стратегию, аркаду, рогалик, ККИ. Да хоть визуальную новеллу! Или вот идея: гача с автобатлером. Только представьте: вы руководитель футбольной команды, собираете чиби-футболистов, которые обращаются к вам «Тренер». Бегаешь по России, сражаешься с настоящими футбольными командами. В автоматической боевке туда-сюда летают десятки футбольных мячей, появляются анимации блокирующих удары защитников или прыгающих вратарей. В гаче вытягиваешь не полуголых девиц, а мужиков в форме, брутальных татуированных футболистов. Дзюба на четыре звезды, Пиняев на пять и так далее. Да, странно, но это идея. 


                    России не нужен свой футбольный симулятор. И вот почему

Для рогаликов, батлеров и ККИ подойдет и российский Nau Engine

Или, например, ККИ. Конечно, это сложно. На каждую успешную Balatro приходится пятьдесят мертворожденных непонятных игр в этом жанре. Нужно придумать увлекательный геймплей — это тебе не «одел костюм захвата и давай анимации записывать». Но это возможно. Например, можно развить идеи Stacklands, но на карточках будут игроки, футбольные стадионы, базы, реальные спонсоры и бренды. Можно придумать и что-то соревновательное в стиле Marvel Snap, чтобы под вывеской РПЛ проводить киберспортивные поединки. Да хоть три в ряд для мобильных можно сделать, где игроки будут собирать линии из мячей для атаки, перчаток для защиты, повышать очки за счет карточек игроков и так далее.

Можно возмутиться, что стратегии, ККИ, рогалики и автобатлеры — это нишевые игры, в них не будут играть миллионы, как играют в EA Sports FC. Но будем честны, в отечественный футбольный симулятор тоже не будут играть миллионы. Сейчас у студий есть шанс сделать что-то интересное, уникальное и привлекательное для геймеров в целом, а не только для фанатов футбола. 

Итог

Наконец, для жанровых игр не нужны сотни миллионов долларов и десятки лет разработки. А репутационные потери сведены к минимуму. Студия попыталась сделать самобытный проект по лицензии РПЛ. Получилось? Замечательно! Не получилось? Ну, хотя бы попытались сделать что-то эдакое, а не просто «у нас есть EA Sports FC дома». Главное — не бояться рисковать. Десятки лет в России пытаются снять кино, как в Голливуде, или сделать что-то, как где-то там. И чаще всего сделанное, как у кого-то и где-то, проигрывает в сравнении на потеху публике. Не нужно бояться своего. Даже в видеоиграх у страны может быть свой путь.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии