Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

0 30


                    Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

Оглавление Развернуть Это классика, это знать надо Вы со своим ChatGPT доиграетесь Технически не подвели

Ремейк System Shock ждали с опаской — разработчики подливали масла в огонь неаккуратными высказываниями и переносами, чем иногда откровенно пугали. Но вот игра вышла и получила отличные оценки и отзывы геймеров — учитывая, насколько редки сейчас immersive sim, проходить мимо кажется преступлением. Вот только оригиналу в следующем году пойдет четвертый десяток, и, несмотря на качество ремейка, кажется, он должен быть стать еще «ремейкистее». А что получилось у Nightdive — рассказываем после десятка часов мытарств с SHODAN.

Это классика, это знать надо

История оригинальной System Shock вышла непростой, как, похоже, и вообще у любого immersive sim. Хоть игра и получила на релизе отличные отзывы от критиков и пользователей, а также неплохо продалась, для студии это был убыточный проект. Примечательно, что сиквел повторил судьбу оригинала, а третья часть хоть и была анонсирована, признаков жизни с тех пор не подает.

Разумеется, ремейк первой игры тоже не могли обойти всевозможные проблемы, главные из которых — семилетняя разработка и неоднократные переносы. Игра должна была выйти еще в 2021-м, но в итоге добралась до цифровых прилавков только в мае 2023 года, и то лишь на ПК — консольных версий придется подождать неопределенное количество времени. Также недавно команда вляпалась в историю с использованием ИИ для создания облика антагониста игры (он тоже ИИ), чему поклонники были не рады.

В игре есть русский перевод, но шрифт настолько ужасен, что я зачастую играл на английском

Но System Shock Remake все-таки вышла, снова получила отличные отзывы от прессы, а затем и от игроков. Ремейк удался? Да, как ремейк проект более чем удался — System Shock никогда не выглядела так стильно, не игралась так удобно и не была настолько доступной для современной аудитории. Вот только не факт, что именно такой ремейк нужен был этой игре.

Дело в том, что оригинал вышел без малого тридцать (30) лет назад. Это натурально ровесник DOOM 2 1994 года, да и выглядит оригинал, на самом деле, похоже. Ну, не считая чудовищный интерфейс, занимающий половину пространства на экране.

Первая и вторая System Shock. Несмотря на всю критику раннего 3D, сиквел по всем параметрам сохранился лучше

Строго говоря, настоящей классикой стал вышедший в 1999 году сиквел, на который затем и равнялись создатели Bioshock, Deus Ex и Dishonored. Именно System Shock 2 довела до ума все идеи не до конца определенного жанра immersive sim, по которому мы сейчас и маркируем эти игры. А вот оригинал не может даже похвастаться тем, что был на этом поле первым — его еще в 1992-м опередила Ultima Underworld: The Stygian Abyss.

Об этом немалом возрасте будет напоминать все, начиная с простого сценария. Хотя в отличие от Джона Кармака и его DOOM, в System Shock есть явная завязка и даже сюжетные повороты, а сама тема как нельзя актуальна в наше время. Мы играем за безымянного хакера — все зовут его Хакер. Действие разворачивается в 2072 году, и наш Хакер пытается взломать местную корпорацию, чтобы выкрасть ее секреты. Этому мешает подоспевшая охрана, которая вяжет киберпреступника прямо в собственной квартире.

Атмосфера ретро-будущего передана отменно — в таком стиле хочется отдельную игру

Взятого с поличным негодяя встречает голограмма босса компании, которая предлагает сотрудничество в обмен на помилование. С Хакера требуют отключить этические ограничения искусственного интеллекта SHODAN. Успешно справившись с задачей, герой теряет сознание из-за немедленно начавшегося хаоса. Очнувшись полгода спустя в медицинской капсуле, он понимает, что оказался на космической станции «Цитадель», где помимо него обитают взбесившиеся роботы, мутанты и сама SHODAN.

Вы со своим ChatGPT доиграетесь

С этого момента мы полноценно берем управление в свои руки. Первые впечатления строго положительные: стильная графика, отличная производительность и очень удачный интерфейс сразу намекают на высокое качества ремейка.

Быстро и безболезненно развеиваются и надежды на достойную боевую систему — буквально при первой встрече с роботом в соседней комнате. По уровню исполнения ближнего боя, стрельбы и стелса System Shock напоминает TES 4: Oblivion. Комплимент это или нет, мы и сами не знаем.


                    Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

Махать дубинкой перед мутировавшими рожами долго не придется

В этом нет ничего удивительного: перед нами дословный ремейк тридцатилетней игры. На свое время System Shock действительно предлагала поразительно широкий набор действий: хотите — расстреливайте врагов, хотите — режьте лазерной саблей, хотите — заманивайте на мины. А самые отчаянные даже могут попытаться обойти их в стелсе.

Это и сейчас выглядит неплохо, ведь тут есть и прокачка оружия со снаряжением (другой прокачки нет), некоторый крафт, да и действительно можно попробовать разобраться с недругами разными способами. Но это по-прежнему новая кожа, натянутая на скелет старой, очень старой игры, из чего и растет кривизна происходящего.


                    Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

Встречаются и линейные шутер-эпизоды в киберпространстве

Сам мир имеет структуру метроидвании, причем достаточно старомодной. Буквально это значит, что если вы хоть чуть-чуть страдаете топографическим кретинизмом, то играть будет тяжело. Изучать окружение интересно, в нем много секретов и мало какие игры сейчас делают с таким вниманием к левел-дизайну, но речь идет в основном об узких коридорах и достаточно похожих друг на друга комнатах, а количество бэктрекинга иногда превышает все разумные пределы. Все дело в самом строении игры — вас изначально не запирают в одной локации, давая исследовать несколько уровней станции, однако в важные места пускают постепенно, по мере приобретения сюжетных предметов.

В этом кроется еще одна из проблем. Краеугольный камень всего жанра immersive sim сформулирован студией Arkane: у любой задачи всегда должно быть несколько решений. Опустим, насколько позорно и для галочки сама Arkane реализовала это в Redfall, однако System Shock этому правилу вообще не соответствует.


                    Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

Настоящая световая сабля, а не как в «Звездных Войнах»!

Чтобы продвинуться по сюжету, вам всегда нужно сделать конкретное действие: найти конкретный вид взрывчатки, узнать шестизначный пароль от терминала (обычные пароли в игре трехзначные, так что вас встречает не знаменитое «0451», а «451») и так далее. Альтернативного варианта для таких ситуаций нет, и развлечь себя вариативностью вы можете разве что в прокачке и боях.

Хотя, как это принято говорить про иммерсивы, «игра не держит вас за идиота». Правда, для этого используется старомодный и неприятный способ, который напоминает скорее о старых квестах. Некоторая сюжетно важная для прохождения информация содержится в разбросанных тут и там записках — так или иначе, придется изучать их все. Из-за таких приколов застрять с полным отсутствием понимания происходящего становится проще простого, а использование чужого прохождения (подойдет и вариант для оригинала 94-го) убивает весь иммерсивный опыт.


                    Обзор ремейка System Shock. Это классика, это знать… надо?

Выглядит страшнее, чем на самом деле

Учитывая неинформативную карту, полное отсутствие системы квестовой навигации (даже самостоятельно маркеры можно ставить только на легкой сложности) и другие подобные приколы, разработчики собственноручно ограничили аудиторию игры старыми фанатами и самыми ортодоксальными современными геймерами — теми, кто не признает принятые сейчас удобства от слова совсем.

Технически не подвели

Зато игра лишена главной болезни всех релизов 2023 года. В System Shock отличная графика, низкие системные требования, а баги и проблемы с производительностью отсутствуют практически полностью.

В плане визуала игра напоминает картину импрессионистов. Не столько цветовой эзотерической кашей на экране, сколько тем, что ее стоит рассматривать издалека. В буквальном смысле: подойдя к объектам вплотную, вы увидите пикселизированные текстуры. Так и задумано: изображение приобретает современный вид, как только вы отойдете на пару шагов назад.

Учимся говорить правильно: не «текстурки времен палеозоя», а «стилизация»

Простую картинку разукрашивает освещение. Благодаря этому скучные коридоры «Цитадели» не выглядят настолько безликими, а киберпанк-город из вступления напоминает лучшие моменты из «Бегущего по лезвию».

Немного спорными могут показаться модельки монстров — они выглядят слегка нелепо и мультяшно. Но это, вполне вероятно, осознанное решение: местный ретро-футуризм весь как будто сделан с теплой ностальгией и иронией к жанру, всем этим пузатым мониторам на космических станциях и летающим автомобилям рядом с дискетами.

Первые 20 минут ПК-версии. fps, при этом не обломавшись от уровня графики. Вот тут действительно понятно, ради чего переносили!

Ради чего стоит играть:

  • Олдскульный геймдизайн
  • Хорошее техническое исполнение
  • Стильный ретрофутуризм
  • Простой сюжет на актуальную тему

Что портит удовольствие:

  • Олдскульный геймдизайн
  • Необузданный бэктрекинг
  • Постоянно застреваешь в поисках кода для очередной закрытой двери

 

Итог

В ремейк System Shock стоит сыграть тем, кто любит максимально дотошно исследовать каждый миллиметр локаций, читать все записки и вникать во все игровые механики. Если первое прохождение Prey/Dishonored заняло у вас порядка 30-40 часов, то и в System Shock вы проведете не меньше времени. Но если вы играете расслабленно, позволяя себе пропускать неинтересные моменты и иногда откровенно забивать на необязательный контент, то от игры стоит держаться подальше. Возможно, что для настолько дословного ремейка оригинал уже слишком устарел, и ему нужно было полное переосмысление, а не техническая обновка. Для многих более разумно будет сыграть в те же Prey от Arkane или System Shock 2 — вот это уже настоящие immersive sim со всеми вытекающими.

Источник

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии